Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова на интерактивной панели высокого уровня на тему «На пути к ядерному нулю: разрешение противоречий»

2015-09-10

Уважаемая г-жа Председатель,

Признательны за организацию сегодняшнего мероприятия Постоянному представительству Казахстана при ООН и лично Его Превосходительству послу К.Абдрахманову, а также Управлению ООН по вопросам разоружения в лице Высокого представителя г-на Ким Вон Су.

Мы внимательно выслушали всех докладчиков. Организаторы очень точно выбрали название встречи «На пути к ядерному нулю: разрешение противоречий». А противоречия эти связаны с нарастанием факторов нестабильности в международных отношениях, которые оказывают прямое воздействие на положение дел в области разоружения и нераспространения ОМУ. Россия твердо привержена курсу на ядерное разоружение. Яркое подтверждение тому – последовательное выполнение российско-американского договора по сокращению стратегических наступательных вооружений. Готовы к предметному разговору по вопросам ядерного разоружения. Но подобный разговор может быть результативным лишь тогда, когда прекратится практика обеспечения безопасности одних государств за счет безопасности других. Увы, пока мы наблюдаем прямо противоположную картину. К тому же отсутствует прогресс в устранении факторов, негативно влияющих на стратегическую стабильность.

Важно отдавать себе отчет – мы вплотную приблизились к тому этапу, когда продвигаться к «ядерному нулю» можно только с подключением всех без исключения государств, обладающих оружейным ядерным потенциалом. Решение этой задачи потребует формирования соответствующих политических и нормативных рамок.

Г-н Председатель,

Серьезно разочарованы тем, что на недавней Обзорной конференции ДНЯО была сорвана подготовка к Конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения. Но руки опускать недопустимо. Следует продолжать работу в интересах созыва этой Конференции. В международной повестке дня – задача создания других безъядерных зон. Год назад, благодаря совместным усилиям стран Центральной Азии и ядерной «пятерки», был подписан Протокол к Договору о создании такой зоны в центральноазиатском регионе. Россия его уже ратифицировала. Рассчитываем, что в скором времени удастся выйти и на подписание Протокола к Договору о зоне, свободной от ядерного оружия в Юго-Восточной Азии.

Нас крайне беспокоит отсутствие поступательной динамики в вопросе вступления в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), который наша страна ратифицировала еще в 2000 году. Активно работаем в пользу его универсализации как в двусторонних, так и многосторонних форматах. На соответствующих международных площадках мы постоянно призываем восемь стран из так называемого «списка 44», чье подписание или ратификация необходимы для вступления Договора в силу, присоединиться к нему как можно скорее и безо всяких предварительных условий.

Убеждены, что современные вызовы в сфере ядерного нераспространения могут и должны решаться на основе ДНЯО с учетом законных интересов безопасности и развития всех государств. То, что такой путь реален и результативен, доказывает последнее развитие событий вокруг иранской ядерной программы. Достигнутый в ходе ее урегулирования успех служит наглядным подтверждением возможности решения региональных и нераспространенческих проблем политико-дипломатическими средствами на основе взаимодействия при учете интересов партнеров. Очень надеемся, что аналогичный подход восторжествует и в отношении ядерной проблемы Корейского полуострова и других сложных региональных кризисов.

Г-н Председатель,

Российская Федерация придает большое значение обеспечению и поддержанию физической ядерной безопасности на национальном и международном уровне. Россия является участницей всех существующих на сегодняшний день международно-правовых инструментов в области физической ядерной безопасности. Убеждены, что скорейшее присоединение к данным инструментам всех государств, обладающих значимыми запасами ядерных и радиоактивных материалов, – важнейшая задача усиления физической ядерной безопасности.

За последние 20 лет совокупное количество российских тактических ядерных арсеналов было сокращено в четыре раза, стратегических наступательных вооружений – в пять раз. Все тактическое ядерное оружие России находится исключительно в пределах национальной территории, где ему обеспечивается высочайший режим безопасности, не допускающий хищений или несанкционированного применения. Обеспечение физической ядерной безопасности приобретает особую актуальность сейчас, когда обостряется угроза глобальной стабильности со стороны незаконных вооруженных формирований, в том числе террористических, которые предпринимают попытки обзавестись ОМУ.

Продолжается поэтапное выполнение Договора о СНВ 2010 года между Россией и США. К 5 февраля 2018 года мы должны выйти на предусмотренные этим Договором уровни количества ядерных боеприпасов и их носителей. Международным усилиям по решению обсуждаемых сегодня задач очень помогло бы, если некоторые страны осуществили вывод ядерных вооружений на свою территорию, ликвидировали зарубежную инфраструктуру, обеспечивающую их быстрое развертывание, и прекратили подготовку к их применению с привлечением неядерных государств. Это значительно укрепило бы международную безопасность и привело в свою очередь к дальнейшему сокращению ядерных арсеналов.

В заключение позвольте подтвердить готовность нашей страны продолжать идти по пути достижения «ядерного нуля», но с учетом развития обстановки в мире и эволюции всех факторов, влияющих на стратегическую стабильность.

Благодарю Вас.