Финансирование 

 Все расходы Организации Объединенных Наций покрываются в рамках ее бюджетов за счет обязательных и добровольных взносов государств-членов. В соответствии со статьей 17 (пункты 1-2) Устава ООН Генеральная Ассамблея (ГА) рассматривает и утверждает бюджет Организации Объединенных Наций, а государства члены ООН несут расходы в соответствии с распределением, установленным ГА.

До рассмотрения Генеральной Ассамблеей бюджет ООН подлежит рассмотрению в Пятом комитете ГА ООН, который является «надлежащим главным комитетом Генеральной Ассамблеи, на который возложена ответственность за рассмотрение административных и бюджетных вопросов» (резолюция ГА ООН 49/233A). Членами комитета являются представители всех государств-членов ООН, в том числе и России. Рассмотрение вопросов в Пятом комитете, осуществляется на основе рекомендаций Консультативного комитета по административным и бюджетным вопросам ООН (ККАБВ), состоящего из 16 экспертов в области управления и бюджетирования. В состав ККАБВ входит один представитель Российской Федерации.

Более подробно ознакомиться с деятельностью Пятого комитета можно на его Интернет странице по адресу http://www.un.org/ru/ga/fifth.

В настоящее время государства-члены ООН уплачивают взносы в следующие бюджеты ООН: регулярный бюджет ООН, бюджет Международного трибунала по бывшей Югославии, Международного трибунала по Руанде и Остаточного механизма, а также бюджеты ОПМ ООН.

Подробнее о финансировании ООН:

- Шкала взносов

- Регулярный бюджет ООН

- Бюджеты операций ООН по поддержанию мира

- Бюджеты международных трибуналов ООН по бывшей Югославии и Руанде

- Генеральный план капитального ремонта штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке

 

  

Шкала взносов

Государства-члены ООН уплачивают взносы в регулярный бюджет Организации в соответствии со шкалой взносов, которая утверждается Генеральной Ассамблеей ООН согласно рекомендациям Комитета по взносам ГА ООН (одним из членов данного комитета является гражданин России). В соответствии с действующей шкалой взносов (2010-2012 гг.) в регулярный бюджет основными плательщиками являются следующие страны:

 

№ п/п

Государство-член ООН

 

Ставка взноса

№ п/п

Государство-член ООН

 

Ставка взноса

№ п/п

Государство-член ООН

 

Ставка взноса

1

США -

22 %

6

Италия

4,9 %

11

Республика Корея

2,2 %

2

Япония

12,5 %

7

Канада

3,2 %

12

Австралия

1,8 %

3

Германия

8 %

8

Китай

3,18 %

13

Нидерланды

1,8 %

4

Великобритания

6,6 %

9

Испания

3,17 %

14

Россия

1,6 %

5

Франция

6,1 %

10

Мексика

2,3 %

15

Бразилия

1,6 %

 

 

 

 

 

 

16

Швейцария

1,13 %

 

Расчет шкалы взносов основан на принципе платежеспособности, что означает, что при расчете учитываются макроэкономические показатели страны за последние годы (валовой национальный доход), которые корректируются, если это необходимо, в зависимости от колебаний курса национальной валюты, уровня валового национального дохода на душу населения, а также других показателей. Максимальная ставка взноса в регулярный бюджет установлена на уровне 22%, минимальная ставка составляет 0,001%.

Последняя 72-я сессия Комитета по взносам ГА ООН прошла с 4 по
29 июня 2012 г. в Нью-Йорке. Основным пунктом повестки было рассмотрение рекомендаций по шкале взносов в регулярный бюджет ООН на период 2013-2015 гг. В соответствии с представленными расчетами ставка взноса России в регулярный бюджет ООН на этот период вырастет на 52,2% с 1,602% до 2,438%. Окончательное решение по шкале взносов будет приниматься ГА ООН в конце декабря 2012 г. Более подробно ознакомиться с докладом Комитета по взносам, подготовленным по результатам 72-й сессии, можно по адресу: http://www.un.org/en/ga/contributions/sessions.shtml.

Шкала взносов в  бюджеты ОПМ ООН несколько отличается от шкалы взносов в регулярный бюджет. Все плательщики разделены на три группы. В первую входят постоянные члены Совета Безопасности ООН, в том числе и Россия, чей взнос в бюджеты ОПМ увеличивается приблизительно на четверть. Во вторую группу входят в основном развитые страны, их взнос равняется взносу в регулярный бюджет. К третьей группе (которая в свою очередь подразделяется на ряд подгрупп) относятся развивающиеся и наименее развитые страны, которые получают скидки различной величины, что соответственно сокращает их взнос в ОПМ до уровня ниже ставки взноса в регулярный бюджет. Проценты, образующиеся от этой скидки, распределяются между постоянными членами СБ ООН, в том числе и России. В результате ставки взносов постоянных членов Совета Безопасности ООН на период 2010-2012 гг. составили:

 

№ п/п

Наименование государства постоянного члена СБ ООН

Ставка взноса в регулярный бюджет

Ставка взноса в бюджеты операций ООН по поддержанию мира

1

США

22 %

27,1415 %

2

Великобритания

6,604 %

8,1474 %

3

Франция

6,123 %

7,5540 %

4

Китай

3,189 %

3,9343 %

5

Россия

1,602 %

1,9764 %


Регулярный бюджет ООН

Регулярный бюджет ООН составляется на два года. Текущий бюджет ООН на период 2012-2013 гг. утвержден в объеме 5,15 млрд. долл. США, что на 4% меньше бюджета за прошлый период (2010-2011 гг.).

Средства из регулярного бюджета ООН расходуются на содержание и программную деятельность департаментов Штаб-квартиры Секретариата ООН в Нью-Йорке, отделений ООН в Вене, Женеве, Найроби, Бангкоке, а также региональных экономических комиссий ООН и специальных политических миссий ООН (СПМ). С перечнем СПМ ООН и более подробной информацией о них можно ознакомиться по адресу: http://www.un.org/russian/peace/missions/.

 

Бюджеты операций ООН по поддержанию мира

В настоящее время развернуто 16 операций ООН по поддержанию мира (ОПМ). Каждая отдельная ОПМ финансируется в рамках своего ежегодного бюджета, причем финансовый год ОПМ не соответствует календарному и длится с 1 июля до 31 июня следующего года. Совокупный утвержденный бюджет всех ОПМ на период с 1 июля 2012 г. по 31 июня 2013 г. составляет 7 326,7 млн. долл. США, что на 6,6% меньше совокупного бюджета за предыдущий финансовый год.

С полным списком действующих операций ООН по поддержанию мира, а также с различными аспектами их деятельности можно ознакомиться по адресу: http://www.un.org/ru/peacekeeping/.

 

Бюджеты международных трибуналов ООН по бывшей Югославии и Руанде

Бюджеты международных трибуналов, как и регулярный бюджет, утверждаются на два года. Бюджеты обоих трибуналов на период 2012-2013 гг. утверждены на общую сумму в 418,7 млн. долл. США (166,5 млн. долл. США для Международного трибунала по Руанде и 252,2 млн. долл. США для Международного трибунала по бывшей Югославии). Взносы государств-членов в бюджеты трибуналов уплачиваются из расчета, что половина взноса рассчитывается по ставке шкалы регулярного бюджета, а вторая - по ставке взносов в бюджеты ОПМ ООН.

С 2012 г. международные трибуналы, ввиду приближающегося завершения их мандатов, начали постепенно сворачивать свою деятельность. Предусматривается, что их задачи перейдут к Остаточному механизму, в обязанности которого будет входить архив и часть  дел, которые не были закрыты. Начальный бюджет Остаточного механизма на период 2012-2013 гг. (пока речь идет преимущественно лишь о решении организационных вопросов начала работы нового органа) утвержден в размере 51,2 млн. долл. США.

 

Генеральный план капитального ремонта штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке

Для реализации плана реконструкции штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке был учрежден специализированный фонд, куда государства члена в период с 2007 по 2011 гг. уплачивали взносы в соответствии со шкалой взносов в регулярный бюджет, действовавшей в 2007 г. Окончательная общая смета расходов на капитальный ремонт штаб-квартиры ООН по предварительным оценкам может составить порядка 2 млрд. долл. США. Реконструкция штаб-квартиры ООН должна завершиться в 2014 году.